Фрагмент для ознакомления
1
Опишите решение этого кейса , используя этот алгоритм:
При анализе случая воспользуйтесь алгоритмом:
1) Какой информации мне не хватает для понимания и решения ситуации?
2) Как я могу дополнить недостающую информацию, полностью смоделировав ситуацию?
3) Какова социальноо-педагогическая проблема в приведенной ситуации?
4) Какие гипотезы относительно проблемы я могу выдвинуть?
5) Как я могу проверить достоверность или жизнеспособность выдвинутых гипотез?
6) Какие теоретические знания из курса "Социальная педагогика" мне понадобятся для п.А-Д)?
7) В чем состоит специфика возрастных особенностей развития психики и личности обучающегося в приведенной ситуации?
8) Какие методы, средства, технологии я могу применять в решении этой ситуации и почему? Какие социально-педагогические методы и технологии не подходят для этой ситуации и почему?
9) Какие трудности (риски, дефициты) и ресурсы (внешние и внутренние) могут быть в решении подобной ситуации на практике?
10) Какие специалисты и каких сфер будут задействованы в решении ситуации?
11) Как будет осуществляться координация их работы?
12) Как будет происходить мониторинг эффективности решения ситуации? Какие параметры, по какому алгоритму, кто именно будет отслеживать?
Фрагмент для ознакомления
2
Ученик А. перешел в среднюю школу, переехав из другого района. Он новенький в устоявшемся классном коллективе, который проучился вместе всю начальную школу. Ребенок демонстрирует замкнутость, пассивное, избегающее поведение, не идет на контакт со сверстниками и педагогом, не завел друзей. Родители боятся, что ухудшается успеваемость и падает интерес к учебе.
1) Какой информации мне не хватает для понимания и решения ситуации?
Каким было поведение ребенка в другой школе, в прошлом коллективе?
Возникали ли там адаптационные проблемы при поступлении в 1 класс, были ли проблемы с адаптацией к дошкольному учреждению?
Каково его поведение дома? Изменилось ли что-то в его досуге, поддерживает ли он контакт со старыми школьными друзьями?
Насколько близким был контакт с первым учителем? Какова была роль учителя в мотивации учения – какие мотивы преобладали у ребенка: получить похвалу взрослых или собственная любознательность?
Связана ли смена школы с какими-то проблемами в обучении или семье (буллинг ребенка, развод родителей)?
Какие еще изменения произошли в жизни ребенка: например, ему пришлось бросить секцию, поселиться в одной комнате с родителями, наоборот, отселиться в собственную и пр.
2) Как я могу дополнить недостающую информацию, полностью смоделировав ситуацию?
Большую часть информации могут дать родители, имеет смысл также провести беседу с самим ребенком, расспросив его про обучение в другой школе и то, какие качественные изменения он, а не родители, видит по сравнению с новой.
Понять, является ли поведение ребенка комплексной проблемой (он замкнут и не вовлечен на всех уроках) или связано с несколькими преподавателями (он заинтересован каким-то предметом и активно включается в работу, но пассивен у другого учителя и проявляет агрессию).
3) Какова социально-педагогическая проблема в приведенной ситуации?
Дезадаптация ребенка в новом коллективе влияет на его эмоциональное состояние, мотивацию учения и успеваемость.
4) Какие гипотезы относительно проблемы я могу выдвинуть?
• Мы можем предположить, что в старой школе у ученика была компания друзей, и он травмирован расставанием с этой социальной группой, чувствует себя выключенным из привычной среды.
• Также возможно, что у учащегося возник конфликт с коллективом, с лидерами группы, и он не чувствует себя защищенно в учебной группе, подвергается травле.
• Либо он крайне тяжело переживает адаптацию к новой школе и одновременно смену системы «один учитель», на систему «много учителей предметников» и с кем-то из педагогов ребенок не может выстроить отношения.
• Проблема может быть связана не со школьным коллективом, а отношениями внутри семьи, например, разводом родителей.
5) Как я могу проверить достоверность или жизнеспособность выдвинутых гипотез?
Мы проводим беседу с родителями ребенка, выясняя, какова ситуация дома и каким было обучение в старой школе.
Общаемся с классным руководителем, по возможности получаем характеристику ребенка от нескольких педагогов – будет ли она одинаковой.
Возможно поприсутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за поведением ребенка и всего классного коллектива (не акцентируя внимания, что это делается ради решения проблем отдельного учащегося).
6) Какие теоретические знания из курса "Социальная педагогика" мне понадобятся для п.А-Д)?